Как помочь ребенку, когда он заикается?
Заикание — довольно распространенный недуг у детей, который может остаться на всю жизнь. Однако его можно своевременно устранить при грамотном подходе и обращении к нужным специалистам. Из-за чего появляется это речевое нарушение и что делать, когда ребенок заикается — рассказывает УмкаБелМед
Что такое заикание?
Под данным термином врачи подразумевают нарушение темпа и ритма устной речи, спровоцированное судорогами речевого аппарата, когда наблюдается вынужденная пауза и повторение слогов и звуков. Проблема обычно проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Бытует ошибочное мнение, что она появляется, когда ребенок переживает сильный испуг или стресс. Но в реальности это происходит лишь в 1% случаев.
Основные причины развития патологии могут быть:
- Дисбаланс процессов, которые происходят между речевыми центрами и артикуляционным аппаратом.
Это наиболее частая причина. К артикуляционному аппарату относятся органы, которые формируют устную речь: язык, твёрдое и мягкое небо, связки. До наступления трёхлетнего возраста ребенок только учится пользоваться речевым аппаратом, и бывает так, что малыш думает намного быстрее, чем говорит. В итоге аппарат активно сокращается и возникает заикание.
- Генетическая предрасположенность мозга.
Она встречается у тех детей, чьи родители страдают заболеваниями неврологического спектра. Часто недуг диагностируется у мальчиков и девочек с внутриутробными патологиями развития головного мозга.
- Внешние факторы.
К ним относятся:
- Менингиты, энцефалиты, а также прочие инфекции, поражающие центральную нервную систему.
- Травмы головного мозга: сдавление, ушибы, сотрясения.
- Трофические заболевания, которые поражают мозг.
- Острые респираторные вирусные инфекции, глистные инвазии, нехватка витаминов группы В.
- Недержание мочи, бессонница, апатия, чрезмерная раздражительность, повышенная утомляемость, ночные кошмары.
- Психологические травмы: внезапный испуг, панический страх, состояние перманентного стресса.
- Неправильное формирование навыка речи.
- Подражание взрослым.
Можно ли вылечить заикание?
Существует много примеров самопроизвольного прекращения заикания и успешного лечения. Самое главное — правильно определить причину.
Если Вы заметили, что Ваш ребенок заикается, как можно раньше отведите его к врачу для обследования — педиатру или неврологу. Если не сделаете этого, малыш через 6-8 месяцев "привыкнет" к неправильной речи, и вылечить его станет намного сложнее.
Что делать, если ребенок заикается?
- Создайте спокойную обстановка в семье, ребенок должен чувствовать дома комфорт и уют.
- Пробуйте говорить плавно, неспешно, не тараторя и не нервничая. Необходимо привлекать к процессу ребенка. Не торопите его, не показывайте собственного нетерпения, когда у него не получается воспроизвести определённый звук.
- Не перегружайте его чрезмерным количеством впечатлений (видеоигры, кинофильмы, чтение, просмотр телепередач и т.п.). Эти вещи утомляют и перевозбуждают детский мозг.
- Не предъявляйте к ребенку завышенные требования, они должны соответствовать его возрасту. Старайтесь не кричать на него и повышать голос.
- Не стоит слишком баловать малыша, исполнять любые капризы, иначе его может психологически травмировать даже негрубый отказ в чем-то желаемом.
- Не вовлекайте в игры, в которых необходимо одному говорить что-то другими игроками. Лучше пускай ребенок участвует в хороводных и других играх, где дети выступают группой.
- Рекомендуем занять его музыкой и танцами, чтобы поспособствовать развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа и ритма.
- Если ребенок заикается, его стоит подружить с детьми, у которых нет дефектов речи, чтобы он подражал им, и учился произносить слова четко и ясно.
- В общении с ребенком выдерживайте паузу. Когда родители начинают замечать, что их сын или дочь заикаются, они часто ведут себя неправильно, например, игнорируют услышанное, делая вид, что ничего не происходит. Вторая крайность состоит в попытках больше общаться с ребёнком, чтобы тот тренировался разговаривать. Мамы и папы стараются подсказывать слова, корректировать речь, исправлять ошибки. На самом деле доказана результативность противоположной тактики. Пусть ребенок меньше общается. Большинство реабилитационных практических занятий не предусматривают разговоров: раскрашивание картины по номерам красками или карандашами, лепка из глины или пластилина, просмотр мультипликационных фильмов. Подобные паузы помогают предотвратить формирование у малыша фобии ошибочной речи.